Вопрос 1. Коллектив и личность. Воспитание личности в коллективе и через коллектив

Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим запросом в прошлом, является спорным в настоящее время.

В официальной педагогической литературе с 30-х годов, с тех пор как А.С.Макаренко показал в своей заботе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив не подвергался сомнению. Он означал, что воспитание, полноценное и правильное развитие личности возможно только в коллективе школьников, который выступает как средство положительного педагогического воздействия на ребенка.

Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии, которая утверждала, что социалистическое общество основано на принципе коллективизма.

Основной тезис противников коллективизма в воспитании состоит в том, что коллектив подавляет личность. В школьном коллективе нередко остаются в изоляции, подвергаются травле ученики, непохожие на других, думающие не так, как все, имеющие свою позицию, взгляды на жизнь.

Сторонники коллектива говорят, что такие явления происходят только в группах низкого уровня развития, которые нельзя считать собственно группами-коллективами.

Коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

А.С.Макаренко указывал на то, что коллектив это:

- как форма,

- инструмент и

- средство воспитания, как

- источник развития каждой отдельной личности.

Воспитательный коллектив - это сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений.

В послевоенные годы В.А.Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности. Воспитательная система В.А.Сухомлинского была основана на идее ценности каждой личности в развитии, сплочении и жизни коллектива.

Он сделал акцент на развитии у ребенка собственной позиции, на сохранении своеобразия личности в процессе коллективной деятельности.

Слово «коллектив» означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство. Так как термин коллектив происходит от латинского collido, «объединяю», а латинское collektivus - собирательный.

Детский коллектив- это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Н.К.Крупская).

Более детально определил сущность коллектива А.С.Макаренко,который писал, что «коллектив-это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия. ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».



Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность. Коллектив - это малая контактная группа, члены которой объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

На основе определений можно сказать, что детский воспитательный коллектив- это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Характерные черты коллектива:

1. постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

2. включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

3. формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;

4. выработка правильного общественного мнения;

5. появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

6. организация действенной работы органов самоуправления;

7. мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями,которые можно условно отнести к трем основным группам:

1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

2. воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Значение коллектива

- Коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и

- формирование ее нравственных качеств и ориентиров.

- Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения,

- создает условия для развития организаторских умений и способностей,

- учит сотрудничеству.

Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания.

Стадии развития коллектива

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу общими обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательном учреждении, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективообразованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для этого нужно знать, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководствовоспитательного коллектива.

А.Н. Лутошкинвыделяет 5 стадий развития коллектива:

1. «песчаная россыпь»

2. «мягкая глина»

3. «мерцающий маяк»

4. «алый парус»

5. «пылающий факел»

* Задание. 1) Подготовьте сообщение о трех стадиях развития коллектива, которые выделяет А.С.Макаренко в зависимости от характера требований и позиции педагога в воспитательном и внутригрупповом процессе.

2) Подготовьте письменные ответы на вопросы: При каких условиях коллектив оказывает воспитывающее влияние на личность? Какими качествами должна обладать личность, чтобы оказывать влияние на коллектив?

Дополнительный материал




2186826808638339.html
2186893486644647.html
    PR.RU™