Тренинг межличностного общения в условиях амбулатории  

Тренинг межличностного общения в условиях амбулатории

Цель данного тренинга: выработать стратегию общения и умение налаживания контакта в процессе общения.

Продолжительность: 6 часов.

Мини-лекция(2 часа): коммуникативные навыки в условиях амбулатории.

Упражнения в группе(2 часа): Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем.

Глаза в глаза

Цель: на этапе знакомства установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Участникам предлагается в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

При обсуждении участников можно спросить:

§ какие чувства они испытывали во время игры?

§ кому было установить зрительный контакт?

§ почему было трудно?

Спина к спине

Цель: получить опыт общения недоступный в повседневной жизни.

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

При обсуждении спросить:

§ было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например, телефонный разговор), в чем отличия:

§ легко ли было вести разговор;

§ какой получается беседа – более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.

Горячий стул

Цель: адекватно реагировать на положительные и отрицательные высказывания в свой адрес.

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге рекомендуется приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.



В обсуждении: участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Почему некоторые не сели на стул?

"Качества, важнейшие для межличностного общения"
Инструкция: "Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

Перечень качеств

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям.
Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Конфронтация: умение "с глазу на глаз" общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания".
Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Решения группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.
Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами в течение 1 – 2 минут, говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и снова зачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам и напоминает, что следующим нужно помнить о них.



· Говори о том, что происходит в группе "здесь и теперь", т. е. о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

· Учись доверять своим субъективным ощущениям,
они более ценны чем теоретические и общие рассуждения.

· Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других, результаты зависят от того, насколько каждый член группы сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все трудности и неприятности, связанные с этим.

· Не избегай риска. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного.

· Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Обсуждение (2 часа).


2178498768361686.html
2178556403163101.html
    PR.RU™